В математике все доказательства, связанные с получением обратной матрицы, полностью основаны на применении определителей. Этот процесс ясно показывает способ вычисления каждого элемента обратной матрицы, но не эффективен при обращении матриц большого порядка, поскольку требует излишних вычислений.
На практике для получения обратной матрицы используются методы, основанные на решении системы линейных алгебраических уравнений.
В лабораторной работе рассматривается вычисление обратной матрицы методом Гаусса-Жордана. Гаусс предложил метод решения систем линейных алгебраических уравнений путем последовательного исключения переменных, а затем Жордан использовал его для нахождения обратной матрицы, добавив преобразование единичной матрицы.
Прежде чем приступать к программированию, разработаем численный пример получения обратной матрицы методом Гаусса-Жордана. Это позволит лучше понять алгоритм метода и использовать этот пример в качестве контрольного при разработке алгоритма программы.
Предположим, имеется матрица
A=235591671520.
Метод Гаусса-Жордана предполагает нахождение обратной матрицы путем решения следующей системы уравнений
Axyz=abc(1)
относительно x, y и z с помощью обычной процедуры последовательного исключения (здесь символы x, y, z и a, b, с характеризуют скалярные величины).
Умножение обеих частей уравнения слева на A−1 дает решение в виде
xyz=A−1abc(2)
если A−1 существует.
Следовательно, если решение системы (1) относительно x, y и z выражено в явном виде через a, b и c и записано в матричной форме, то приводящая к решению матрица равна A−1. Воспроизведем полностью этот процесс.
Допустим, что уравнения (1) имеют следующий вид:
2x+5y+7z=a,(3)3x+9y+15z=b,(4)5x+16y+20z=c.(5)
Деление (3) на 2 дает.
x+2.5y+3.5z=0.5a.(6)
Умножим обе части уравнения (6) на три и вычтем их из (4), а затем, умножив обе части уравнения (6) на пять, вычтем их из (5). Тогда
1.5y+4.5z=b−1.5a(7)
и
3.5y+2.5z=c−2.5a.(8)
Разделив (7) на 1.5 и умножив (8) на 2, получим
y+3z=b/1.5−a,(9)7y+5z=2c−5a.(10)
Вычитая (9), умноженное на 7, из (10), мы получим
−16z=2c−5a−7(b/1.5−a).
Следовательно,
z=(2a−7b/1,5+2c)/(−16)=(−3a+7b−3c)/24.(11)
Подстановка z в (9) приводит к следующему результату:
y=(−15a−5b+9c)/24,(12)
а подстановка y и z в (6) дает
x=(60a−12b−12c)/24.(13)
Последние три результата могут быть представлены в матричном виде следующим образом:
xyz=24160−15−3−12−57−129−3abc.(14)
Сравнивая этот результат с (2), мы приходим к заключению, что
A−1=24160−15−3−12−57−129−3.
Умножив обе части этого соотношения на A, можно убедиться в справедливости полученного результата. Эта процедура, естественно, очень утомительна для человека, но для компьютера она не представляется сложной: отдельные шаги расчетов по существу одни и те же как для больших, так и для маленьких матриц (для больших их просто больше).
Так как компьютер работает с числами (а не с переменными a, b, c), то для того чтобы решение системы (1) относительно x, y и z выразить в явном виде через a, b и c и записать в матричной форме, умножим правую часть системы уравнений (1) на единичную матрицу и будем выполнять над ней те же преобразования, что и над исходной матрицей.
Алгоритм преобразования состоит из двух шагов:
Прямой ход. В результате исходная матрица преобразуется в верхнюю треугольную матрицу.
Обратный ход. В результате исходная матрица преобразуется в единичную, а введенная единичная матрица – в матрицу, обратную исходной, то есть система уравнений (1) преобразуется в систему уравнений (2).
Выполним с помощью этого алгоритма рассмотренный выше пример: